Смазка для подшипников скольжения
Для подшипников скольжения возможно использование трех типов смазки - это жидкостная смазка, полужидкостная смазка и граничная.
Жидкостная смазка формирует плотный масляный слой между валом и подшипником, таким образом практически делая невозможным непосредственное трение. Минимальный коэффициент трения, а также минимальные потери на тепловыделение в подшипника и трение - основное преимущество такого вида смазки. В данном случае практически отсутствует износ металлических поверхностей узла.
Однако жидкостная смазка подшипника в данном случае предполагает непрерывную подачу масла в подшипник. Необходимые давления при этом обеспечиваются исключительно при экцентричном положении вала. Нагнетание давления в данном случае происходит посредством постоянного вращения вала. Данный процесс является самоподдерживающимся и называется "гидродинамическая смазка".
Полужидкостная смазка не обеспечивает непрерывность масляного слоя. При этом в той или иной степени происходит контакт, а соответственно и трение между поверхностями вала и подшипника.
Данный вид смазки является результатом недостаточно подачи масла, а также имеет место там, где нет механизма гидродинамической смазки.
Полужидкостная смазка появляется в гидродинамических подшипниках тогда, когда толщина масляного слоя не в состоянии обеспечить отсутствие контакта микронеровностей подшипника и вала. Коэффициент трения и тепловыделение в подшипнике при полужидкостной смазке значительно выше. Особенно это касается подшипников, работающих при повышенных частотах вращения.
Граничная смазка подразумевает либо полный контакт поверхностей вала и подшипника, либо соприкосновение поверхностей на большой протяженности. В данном случае масляная пленка полностью отсутствует, а масло собирается на металлических поверхностях исключительно в виде адсорбента. Благодаря этому коэффициент трения в данном случае ниже. чем при сухом контакте. Однако в разы выше чем в двух предыдущих случаях.
Граничная смазка может возникнуть в результате недостаточной подачи масла и при выходе из строя механизма гидродинамической смазки.